Каталог от Rablab.ru

История помолвки

(20.12.2009)

Помолвка (рукобитие, сговор) - подготовительный договор о заключении брака (лат. mentio et repromissio nuptiarum futurarum — определение римского юриста Флорентина)

Перед сговором отступало даже само торжество венчания. Лишь при Екатерине II, в 1755 г., Святейший Синод смог соединить ритуал обмена колец (обручение) с венчанием, но помолвка (по определению древнеримского юриста, это предварительный контракт о заключении брака — футурарум) продолжала жить в народной традиции как оповещение о намерении 2-ух любящих сердец вступить в брак. Незаключение брака опосля помолвки считалось немыслимым. Происходило это последующим образом.

Жених, родители, близкие родственники приезжали в дом невесты. Писалась рядная запись, в какой говорилось о том, к чему пришли обе стороны, оговаривались обязанности, имена, приданое, неустойки, попятное. Время от времени оговаривалось, что супруг не должен бить супругу; в случае нарушения с обидчика взыскивался штраф. Помолвка сопровождалась празднеством, в богатых семьях время от времени снимали целые особняки, специально для этого предназначенные. У всех сословий жених дарил невесте кольцо с камнем. Он же заказывал обручальные кольца, в которых была гравировка: в кольце невесты — инициалы жениха и дата обручения, в кольце жениха — инициалы невесты и тоже дата обручения.

На 2-ой день опосля помолвки совершался ритуал вручения невесте икон, которые совместно с приданым ввозили в дом жениха. Жених привозил гостинцы и подарки для невесты, ее подруг и домочадцев. Приданое перевозили в дом жениха до венчания. В купеческой среде приданое везли на 5 подводах: 1-ая — иконы и самовар, 2-ая — посуда, 3-я — кровать с принадлежностями, 4-ая — мебель, 5-ая — мать либо тетка невесты с переписью приданого, а также сваха, держащая в руках индюшку в чепчике. Встречала приданое мама жениха либо старшая замужняя сестра. У дворян перевоз приданого не сопровождался обрядовыми действиями.

Существовал единственный чисто православный ритуал — совместные моления невесты и ее матери. Выполнялся он сразу опосля отъезда поезда с приданым от дома невесты. Брачный договор не представлял собой такого официального документа, как в Европе. После чего устраивались девичник и мальчишник. Девичник имел место в среде населения, наиболее близкой к крестьянским традициям, мальчишник — во всех сословиях, Затем происходило церковное оглашение.

Письменно либо устно уведомлялся священник прихода о намерении молодых людей вступить в брак, происходило оглашение «имени, чина либо состояния» жениха и невесты. Три ближайших воскресенья опосля литургии батюшка объявлял имена желающих вступить в брак.

Обычай дозволял установить, имеются ли препятствия к браку. Опосля 3-х оглашений выдавался билет, на основании которого на жениха и невесту в день венчания составлялся «обыск», заносившийся в специальную «обыскную» книжку. С 1802 по 1917 гг. она была в каждой церкви. «Обыск» подписывали жених, невеста, 2 — 3 поручителя и причет церкви.


Разделы:
Домашние Странички






© Каталог от Rablab.ru, 2009-2010